Поиск по этому блогу

воскресенье, 25 мая 2014 г.

Пир во время Чумы или предисловие к «выборам» без выбора



«Так и живем, не пропустив ни дня,
Но каждый день проходит словно дважды…»
Б. Гребенщиков.

У Альбера Камю есть замечательный роман под названием «Чума». В сюжете этого произведения нет ни намека на заболевание или эпидемию в привычном для нас понимании: с массовой истерией в СМИ, ложью Минздрава, введением карантина, очередями в поликлиниках и переполненными лазаретами. Скорее наоборот – заболевание неестественно мирно пришло в жизнь тихого города и незаметно стало его неизменным, естественным «атрибутом». Тем не менее, Чума как аллегория, как символ, как проклятие чувствуется в каждом предложении. В каждой строке. И в каждом слове великого автора произведения, который, даже и не догадывался о том, что когда-нибудь возникнет такое государство как Республика Беларусь.
В этом контексте, мне почему-то невольно вспоминается библейская история о царе Валтасаре. Да, о том самом, кто «взвешен был на весах и найден очень легким». Во всех смыслах новостных инфоповодов, которые по выражению Бориса Гребенщикова «скачут как блохи, а хорошие и так ясны». Vae Victis! Под мерный стук копыт, под сладкоголосые заверения, этой весной в Беларусь заранее пришла Чума - 2015. Вместе с очередной партией в «дурака» краплеными картами, обреченностью надежд и всем известным результатом. Даже без осьминога Пауля.

Realpolitik: «А хто там ідзе?»

В политологической терминологии, с 19-го века укоренилось такое понятие как «realpjlitik» и этим термином принято обозначать особый вид государственного курса, который был введен и осуществлялся в Германии середины-конца указанного столетия Отто фон Бисмарком. Сущность такого курса – отказ от использования всякой идеологии в качестве государственного курса, и ориентация на практические соображения, а не идеалистические или моральные установки.
В принципе, если внимательно присмотреться к политическим телодвижениям в современном мире, данный курс, с некоторыми оговорками, можно увидеть практически повсеместно в контексте геополитических процессов. Однако, в этой статье я бы хотел обратить внимание не на международный, и даже не на государственный белорусский курс, а скорее на практическую «целесообразность» и, в определенном смысле, «политическое бытие» отечественной политической оппозиции с этой точки зрения. Тем более, что в свете прошедших (местных) и в преддверии (президентских) «выборов» именно этот аспект становится все более заметным, ощутимым и очевидным даже не искушенным в политических хитросплетениях гражданам. Практика, как известно, весьма отличается от теории.
В интервью «Радио Рация» заместитель председателя движения «За Свободу» Юрий Губаревич охарактеризовал цели и итоги указанной структуры в местной избирательной кампании этого года следующим образом:
«Вынікі мясцовай кампаніі адсутнічаюць у тых, хто зусім нічога не рабіў. Сябры “Руху за Свабоду” стараліся дасягнуць пастаўленых мэтаў, а ў прыватнасці павелічэння магчымасці для працы з людзьмі…перадусім, гэта легальны выхад на вуліцы, гэта выстаўленне пікетаў па збору подпісаў, па раздачы інфармацыйных матэрыялаў. Гэта абыход кватэраў, дзе таксама адбываліся размовы з выбаршчыкамі на актуальныя тэмы, гэта правядзенне інфармацыйнай кампаніі праз дзяржаўныя сродкі масавай інфармацыі. Перадусім гэта дзяржаўнае радыё, куды апазыцыя ніколі ў міжвыбарчы перыяд не трапляе, ну і таксама распаўсюд інфармацыйных улётак. Я лічу, што задачы, якія мы перад сабой ставілі ў межах выбарчай кампаніі, мы дасягнулі».
То есть, по словам Губаревича получается, что основной целью участия в «выборах», является не получение кандидатами депутатских мандатов и соответствующих им полномочий, но всего лишь «техническая» возможность лишний раз «прокукарекать» о себе и напомнить миру о своем существовании. Иными словами, политик не верит в возможность достижения реальной власти даже на местном уровне, и участие в избирательной кампании рассматривает лишь как дополнительную возможность «павелічэння магчымасці для працы з людзьмі». Чем не прямая наглядная иллюстрация «реалполитик» по-белорусски, когда стратегическая цель (достижение власти) подменяется всего лишь тактическими и «рациональными соображениями» (себя показать)?
А вот что пишет на сайте «Белорусский партизан» непосредственный участник прошедшей избирательной кампании Илья Добротвор:
«Участие оппозиции в таких выборах полностью нецелесообразно.  Все возможности работы с людьми можно использовать и без участия в государственной компании под названием «выборы». Кандидаты бесполезны даже в статусах «спикеров» - все то же самое они могут делать вне компаний, как члены партий. Более опасным для власти будет совместное неучастие оппозиционных партий и кандидатов. Через заявления в СМИ и партийных органов печати позицию совместного, единого неучастия в «выборах» через активистов может быть донесена до избирателя и, скорее всего, поддержана им. При этом не требуется даже формального присутствия партий и активистов ни в комиссиях, ни тем более в списках кандидатов. Это их «выборы» - властей, так пусть проводят их как хотят. 
Это не выбор народа, это выбор власти от имени народа».
Получается, что «павелічэнне магчымасці для працы з людзьмі», возможно и вне избирательных кампаний. Не возьмусь судить насколько эффективно, но, во всяком случае, на мой взгляд, более продуктивно, нежели «ударная» агитация на протяжении одного месяца раз в несколько лет.

«Выборы» - 2015: от идеального до материального…

Думаю, ни для кого не является «секретом Полишинеля» тот факт, что в РБ местная избирательная кампания, во многом является электоральным «трамплином», своеобразным «стартовым капиталом» для политических субъектов в преддверии избирательной кампании на президентские «выборы». Это и активизация деятельности региональных структур, и рекрутинг новых членов или просто заинтересованных лиц, и возможность повышения степени узнаваемости партийного бренда или программы и много чего другого, но, как я уже писал выше, никак не обретение депутатских полномочий членами тех, или иных оппозиционных партий или организаций.
Другими словами, участие в местной избирательной кампании для большинства лидеров политических партий из демократического лагеря, является не чем иным как всего лишь способом вывода «из сумрака» своих сторонников, своеобразная «реанимация» и подготовка их к избирательной кампании президентского уровня. И, тем не менее, чем же так «заманчивы» именно эти выборы, если абсолютно никто из более-менее адекватных белорусских оппозиционных деятелей давно не верит в реалистичность победы хотя бы в парламентской избирательной гонке, не говоря уже о возможности стать вторым президентом в истории суверенной Беларуси?
Давайте прикинем, что называется «на пальцах». На мой взгляд, не «открою Америки», если скажу, что любая избирательная кампания стоит денег. И чем выше её уровень, тем выше её стоимость. Ведь согласитесь, кто, даже из самых «идейных» активистов политических партий пойдет на риск оказаться «на карандаше» у соответствующих спецслужб или же хотя бы у своего начальства в трудовом коллективе, не имея для этого достаточной мотивации? Тем более, что такие этапы избирательной кампании как сбор подписей или же агитация являются достаточно трудоемкими и даже изнурительными. Ответ прост – возможность получения «маленького доллара», мотивирует человека гораздо больше, нежели самое большое партийное «спасибо!».
Пожалуй, этот мотив во многом и является определяющим фактором участия для нашей «титульной» оппозиции в сакрально-электоральных «брачных танцах» под шаманские завывания властей о «прозрачности и демократичности выборов». Ведь только слепой может не заметить, что реальная, активная фаза «эрекции» белорусской оппозиции наблюдается лишь только в периоды от «выборов» к «выборам». И боюсь, что еще не изобрели той «Виагры», способной «воскресить из мертвых» сколько-нибудь масштабную, последовательную и планомерную работу с населением в межвыборные периоды без каких либо финансовых «стимуляторов». Выводы делайте сами.

Электоральная игра «в поддавки»

Как –то в одной из социальных сетей, Франак Вечерко высказал достаточно точную, ёмкую, и одновременно простую мысль: «Беларуская апазыцыя даўно б ужо памерла, калі б аб ёй не пісалі медыі». И, если в этом контексте, его перефразировать на высказывание «белорусская «титульная» оппозиция уже бы давно умерла, если бы не была нужна власти», то на практике, вряд ли кто-нибудь из электоральных «единиц» заметил бы, что «сумма» зависела бы от перемены мест «слагаемых».
В своей публикации «ПараПолитика» или искушение властью шаманов» я уже как-то вскользь упоминал о том, что «Существование отдельных элементов в какой-либо единой системе, так или иначе, предполагает своеобразную взаимозависимость, «взаимопроникновение», заимствование характерных черт одного субъекта другим. И если один субъект несовершенен, при условии длительного сосуществования в едином «организме», все, как положительные, так и отрицательные черты автоматически отражаются на другом, пусть и противоположном по своей сути. Другими словами, они просто становятся похожими. Как братья-близнецы или отражение в зеркале. И этот постулат справедлив также и по отношению к политическим механизмам, в том числе и Республики Беларусь». Думаю, пришло время раскрыть эту мысль более детально.
Как я уже говорил выше, с учетом выражения: «неважно как голосуют, важно как считают» в белорусских реалиях, основными мотивами участия титульной оппозиции в электоральных «играх» по правилам власти, являются финансы и возможность «безболезненного» самопиара. Однако, именно здесь можно также увидеть и своеобразный «бонус» для существующего режима.
На фоне уже ставшей «традиционно» слабой, «беззубой» оппозиции, власть и её представители в массовом сознании электората представляются неизменно «сильными», «крепкими» фигурами, «с хоккейным счетом» побеждающие своих политических соперников-аутсайдеров от выборов к выборам. Но главным «козырем», который уже априори добровольно дает в руки режиму оппозиция, двигаясь «шчыльнымі радамі» на регистрацию своих кандидатов, является как легитимизация диктатуры, так и её «правил игры» в глазах международной общественности. И в этом случае, аналогию можно привести лишь с сознательной «игрой в поддавки», когда «стратегическая» цель оппозиции (самосохранение) обуславливается «тактическими» задачами власти (легитимизация) при проведении «выборов» без выбора.
Таким образом, суммируя вышесказанное, можно с полной уверенностью утверждать, что участие в «выборах» для белорусской оппозиции является не столько «почетной обязанностью», сколько вопросом выживания. Не важно, идут ли они «до конца» или «снимаются», выставят ли «единого-непобедимого» или же выйдут на финишную прямую «пестрой россыпью». Результаты останутся прежними, или если быть «математически» точным, по мнению нашего ЦИКа, «при перемене мест кандидатов…», ну, вы поняли, да? Равно, как и не меняется положение дел в государственной системе Республики Беларусь. Улавливаете, к чему я клоню? Нет? Однако, по логике одного из героев фильма «ДМБ», «он есть» вне зависимости от здравого смысла.

«Чума близко!» или «антивирус» Бойкота

В начале статьи я не случайно обратился к роману А. Камю «Чума». Описываемые в произведении события во многом предвосхитили положение дел в сознании подавляющего большинства современных белорусов. С той лишь разницей, что в романе заболеванием затронут лишь один вымышленный город – Оран, а в нашем случае, не только большинство, но и, так сказать, «думающее меньшинство», демократическую элиту. И именно эта «элита», мне почему-то напомнила поведение главного героя «Чумы» - Тарру.
Когда чума внезапно, без предупреждения тихо пришла в город, этот факт по началу пытались не предавать огласке, в него никто не верит и не хотят верить. Но смерть, о неизбежности которой стараются вспоминать как можно реже, со временем поселяется на улицах города. Делать вид, что ничего не происходит, пытаться жить отвлеченными мыслями о будущем – значит сознательно обманывать себя. Если раньше этот самообман давался без особых усилий, в силу привычки или воспитания, то с началом эпидемии, когда условия все строже, а надежда на будущее хоть и постепенно, незаметно, начинает таять и уступать место страху перед неизвестным, страху перед стихией, люди, хоть и не сразу, но начинают меняться. Не меняется только сам Тарру, который и раньше был «заражен» чумой, и поэтому для него существование было лишено смысла еще задолго до того, как это случилось с населением всего города.
Однако, в отличие от нашей оппозиции, Тарру не пытается как либо оправдать свое состояние. Он осознает, что с ним случилось на самом деле, и смиренно ожидая своей участи, тем не менее, не спешит предупредить об опасности остальных. В его понимании, это должно быть естественным и очевидным для других «как свидание с собственной судьбой».
Весьма показательно и символично, на мой взгляд, что в романе, как и в жизни «пробуждение», осознание происходящего вокруг дается весьма нелегко. «Антивирус» трудно «усваивается», а порой и полностью «отторгается» инфицированным общественным «организмом». Даже когда врачи города собираются, что бы обсудить вопрос о придании чуме статуса эпидемии, то они всячески избегают принимать какие-либо заявления на этот счет, потому что думают прежде всего о том, какие неудобства это может принести им лично. Такое отношение к болезни характерно для большинства жителей города: чума приносит неудобства всем. Даже такая безобидная в своей глупости причуда, как ежедневный послеобеденный плевок на головы кошек, становится невыполнимой. Тем не менее, большинство оранцев отказывается признать проблемы, которые чума принесла городу, общими. До тех пор пока болезнь в полной мере не явила жителям города свой страшный лик, многие пытались продолжать привычную жизнь, считая возникающие проблемы сугубо частным делом. Вам это ничего не напоминает?

Александр АХМАЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий