Просматриваю
клипы «Дюбелей». И уже почти час как из подкорки с каждым днем забывающейся
памяти, сознание проецирует нехитрые «кадры» и образы моей противоречивой
юности конца 90-х годов прошлого века.… С привычным тогда антуражем дешевого
вина, запахом масляных красок, «паленой» водки и надменно-деланного выражения
лица коменданта студенческого общежития. Но вот среди всего этого «дешевого»,
обыденного, приторно-паленого и тривиального, динамик магнитофона воспроизводит
такие узнаваемые, запоминающиеся голос и мелодию. Вопреки обстоятельствам,
звучащие по-настоящему. Ведь рок – это, прежде всего искренность. Искренность,
которую даже спустя 25 лет «судьба в ушанке» не «переехала комбайном».
Если
честно, то я не являюсь доморощенным «фанатом» группы, мне просто нравится их
творчество. С самого начала, с первого альбома попавшего мне в руки, я как-то
«по умолчанию» воспринял эту «неформатную», гротескно-грубую, но одновременно, откровенную
и чувственную поэтическую энергию. И если рассматривать белорусскую рок-музыку
как некий образный живой организм, то «Нейро Дюбель», лично у меня почему-то
ассоциируется не с чем иным как именно с главным её «половым признаком» о
котором не принято говорить в «приличном обществе», и, тем не менее,
выполняющем едва ли не основную, жизненно важную функцию («Все что есть –
естественно»). Проще говоря, без «Дюбелей» белорусский рок не был бы «полноценным».
«По дорогам ветреным…»
Пятница,
19 сентября. Неспешно шагаю по направлению к брестскому клубу «City», а некое
опосредованное ностальгическое чувство
«грешит» образами тех лет, когда сквозь мутную пелену «измученного нарзаном» юношеского
максимализма, концерты «Дюбелей» проходили в полуподвальных помещениях и
«полуподпольных» условиях. В те времена все казалось проще, но одновременно,
было сложнее. Белорусский рок, существовавший тогда в андеграундном, зачаточном
состоянии был тем самым «запретным плодом» который и являлся «сладким» символом
поколения проклепанных курток-«косух», потертых джинс и безусловной «молодецкой
удали» на фоне постсовкового ландшафта мозговых извилин, где, словно по
разнарядке «петушиные фермы производят сперму».
С
весьма неуместной улыбкой оглядываю контингент собравшихся на крыльце клуба. Первое
что бросается в глаза, так это разительный визуальный контраст с «персонажами»
из «прошлого времени». Хотя бы еще пятнадцатилетней давности. Внешняя
атрибутика как способ самовыражения уже давно исчерпала себя и вышедшие
покурить, более не вызывают недоуменно-вопросительных взглядов прохожих или сердобольно
крестящихся бабушек. И, если честно, сейчас все эти «ирокезы», «дестрои»,
«феньки» и прочие «фишки» выглядели бы как минимум странно, если не откровенно карикатурно.
Рок как форма протеста, как бунт против системы
общественных стереотипов в
последние годы находится в совершенно иной плоскости, и напоминает о себе,
пожалуй, лишь только перманентными публикациями в СМИ о запрете концертов и
«черных списках» в идеологических отделах. Единственное что выделялось на фоне
общей обыденности, так это некоторое количество «байков» и небольшая колоритная
группа из брестского мотоклуба «Пасека» обеспечивающая охрану концерта.
-
Привет! – на плечо ложится чья-то рука. Оборачиваюсь и вижу перед собой знакомые
черты изменившегося с годами лица старого знакомого. Подобные «юбилейные»
мероприятия, это еще и своеобразная площадка для встречи тех, с кем общался в
юности, и кого мог не видеть много лет. В этом нет ничего удивительного, ибо
время не стоит на месте, но, тем не менее, музыкально-ценностный «базис»
сформировавшийся в подростковом возрасте, так или иначе, остается на всю жизнь.
И в этом смысле весьма актуально и недвусмысленно интерпретируется
экзистенциональное понимание слов о том, что рок – это все-таки судьба. Как
условие, как фатум человеческой «вещи в себе».
Однако,
на часах почти полседьмого. Пора идти в зал.
«Вот таким вот способом я сделался счастливым…»
Прохожу
«фейс-контроль», у билета на флаере отрывается «корешок» и я попадаю в затемненное
помещение…
Несмотря
на означенное время, сам концерт начался лишь спустя сорок минут после оного, а
до этого, на пустой сцене группу «разогревали» звучащие из динамиков
кавер-версии известных хитов Фредди Меркьюри и Майкла Джексона. Технические
«неувязки»? Как знать…
За
несколько минут до начала оглядываю «подтягивающихся» местных поклонников и
ценителей творчества «Дюбелей», коих набралось немногим более сотни. По моим
наблюдениям, средний возраст большинства где-то в рамках «25+», однако, среди
всей этой «серьезновозрастной» массы, довольно неожиданно выглядели белые банты
и безупречно отглаженные брюки детей, примерно лет десяти. Не иначе, как кто-то
из «старой гвардии» решил
вывести отпрысков под «свет софитов». Что ж, вкус,
как известно, прививается с детства. Но вот на сцене появляются…
Нет,
не музыканты, а ведущий из промо-группы «Белый Абажур». После представления
партнеров и спонсоров т.к. по его же словам, «отбить» затраты на концерт одной
лишь продажей билетов представлялось нереальным, раздачи призов и собственно,
рекламы организаторов, его сменяют сами «юбиляры».
-
Здравствуй Брест! Рады всех вас видеть – раздается из микрофона сквозь
неутихающий приветственный рев… - ваш город существенно отличается от Минска,
но эти отличия не выразить без мата,… а нас сегодня очень просили не
материться. Мы все простые люди, поэтому не стесняемся «отрываться» несмотря на
то, что нам уже даже не двадцать пять, а лично мне – сорок два. Если возникнут
какие-то вопросы, обращайтесь прямо к нам. Единственная просьба, все нащи
концерты уже традиционно всегда проходят без драк потому что все наши песни о
любви…
Раздается
гитарный драйв и барабанный ритм… одним словом, - понеслись!
«Belarus Uber Alles!!!»
Сразу
оговорюсь и, пожалуй, даже принесу свои извинения за то, что на данном концерте
мне не удалось соблюсти «дистанцию» необходимую в моей профессии. Буквально со
второй композиции на автора этих строк нахлынули эмоции, и… я попросту
растворился в толпе всей этой «расплескавшейся» по залу атмосферы, несмотря на
то, что заблаговременно занял удобное место поближе к сцене. Честно говоря, я
даже и сам не понял, как это случилось…
Думаю,
не стоит даже пытаться облечь в слова все свои ощущения за прошедшие два часа, все
обрывочные мысли и происходящее как на сцене, так и за её пределами. Я как будто
вернулся как минимум на 10-12 лет назад, в свое естественное, «первобытно» -
юношеское состояние, и посему, остановлюсь лишь на нескольких, особенно мне
запомнившихся моментах.
В
первую очередь, это какая-то сама собой разумеющаяся органично-эмоциональная
раскованность музыкантов, их внутреннее единение с залом на протяжении всего
мероприятия. Так сказать, «без напряга и понтов» даже, несмотря на обливающегося
потом Куллинковича. Его неподдельная и неподражаемая мимика, хождения со сцены
«в народ», энергию, живое общение, экспромтные стихи и анекдоты попросту
невозможно уложить в некие «сценарии» концертных шаблонов. Поэтому, лично для
меня представляются довольно надуманным сравнение сценического поведения
главного «Дюбеля» с О. Гаркушей или даже с П. Мамоновым. Не
стоит пытаться
проводить параллели у «красного с круглым», и в этом смысле, Куллинкович
поистине – несравненен.
Другим,
не менее актуальным моментом запомнившемся мне на мероприятии, стало то, что уж
точно не было согласованно с идеологическим отделом областной филармонии. Нет,
это даже не двусмысленность некоторых текстов и даже не осознанная замена слов
«поминки» на «Дожинки» в припеве композиции «Ехали уроды». Совершенно
неожиданно, но довольно отчетливо из микрофона Александра вдруг пронеслось…
«Слава России!» растворившееся в недоуменном гуле зала. Но, как и следовало
ожидать, это оказалось лишь своеобразной «проверкой на вшивость».
-
Я прошу всех присутствующих понять, что мы живем в Беларуси и наша Родина –
Беларусь, а не Россия, как бы кому-то там этого не хотелось… это наша страна и
мы – белорусы, а не россияне! Belarus Uber Alles! Belarus Uber Alles!!!
На
этом можно было бы и закончить, если опустить двойной выход на «бис!»,
автографии и фотографии на память, благодарности, если бы не впечатление, что…
как мне показалось, брестская публика не оставила равнодушными и самих
музыкантов. Ибо как по другому объяснить тот факт, что в эмоциональных порывах
Куллинкович так и не смог выполнить просьбу, по видимому, сходящую из «вышестоящих
инстанций», относительно мата?
«Время распрощаться…» или творческий «стояк»
Вот
вроде бы и все. Праздник окончен, последние аккорды затихли, но… «музыка
продолжается» отбивая
эмоциональный ритм приподнятого настроения через
наушники, а я, в компании старых знакомых несу свое тело в бар, несмотря на
стойкое ощущение перспективы завтрашнего «утром не проспалися, ведь вечером
старалися». Но это в принципе и не важно. Важно другое.
Глядя
на естественность, открытость и непринужденность происходящего на сцене,
воспринимая и чувствуя непосредственность и даже уникальность текста и музыки, я
как-то неожиданно даже для себя осознал, что коль уж спустя 25 лет полноценной
«половой» деятельности «Дюбеля» ощущают на сцене истинный творческий «стояк»
безо всяких онанистически-звездных, наигранных «спецэффектов», то и по сей день
в белорусском роке «все хорошо». Он живет и развивается согласно и,
одновременно, вопреки всем законам и правилам… словно «резиновое солнце под
потолком» над которым «звездочки мерцают», словно известный фаллический символ
среднего пальца, несущий со временем неизменный смысловой «посыл», словно мат,
звучащий не пошло и не оскорбительно, а лишь подчеркивая эмоцию отношения…
Хотя,
на самом деле, это не так уж и важно. Важно другое…
Александр
Ахмач
(фото
автора)
Комментариев нет:
Отправить комментарий