Поиск по этому блогу

суббота, 3 мая 2014 г.

Журналистика. Профессия правды в кадрах кино



Начиная с 1994-го года, согласно постановлению Генеральной Ассамблеи ООН, третьего мая мировая общественность традиционно отмечает Всемирный день свободы печати и вот уже 20 лет  третьего мая является профессиональным праздником независимых представителей «четвертой власти». По этому случаю, хотел бы поздравить коллег и выложить в сеть свои краткие рецензии на собственную коллекцию фильмов и сериалов, посвященных рабочим будням людей с фото и телекамерами, диктофонами, блокнотами и ноутбуками. Итак, с праздником, дамы и господа!

«Вся королевская рать» (2006г.)

На мой взгляд, лучшая из всех экранизаций одноименного романа Роберта Пенна Уоррена созданная режиссером и сценаристом Стивеном Заллионом описывает психологически сложную драму взаимоотношений молодого, успешного журналиста  Джека Бёрдена (Джуд Лоу) и начинающего, но, тем не менее, амбициозного политика Вильяма Старка (Шон Пенн) в конце 50-х годов прошлого века в американском штате Луизиана. Сюжет фильма разворачивается вокруг избирательной гонки сначала за пост мэра одного из городов, а впоследствии и губернатора всего штата и показывает своеобразный «синдром системы»: поступательное превращение из начинающего, искреннего в своих помыслах политика в бескомпромиссную, циничную, жестокую и властную «акулу» не останавливающуюся ни перед чем, для достижения собственных целей.
Отдельно стоит сказать о потрясающе воссозданной атмосфере середины 20-го века, символике деталей, костюмах и замечательной, выразительной, яркой игре актеров, все глубже и глубже погружающей зрителя в трагический психологизм событий. Еще одним из достоинств фильма являются очень удачные диалоги, а также, «переоценивающие ценности» мысли журналиста Бёрдена: «После серьезной травмы или кризиса, когда шок отступает, и нервы больше не сводит, ты привыкаешь к новому положению. Положению вещей, потому что знаешь, шансов что-то изменить – больше не осталось. Ты видишь весь узор. Ты отошел достаточно далеко, что бы обозреть всю картину. Но поздно что-то менять, осталось только к ней привыкнуть. Вот и все. Больше нечего делать и говорить. У Бога есть много общего с пустотой. Конец. Только ты не знаешь, что ошибаешься».

«Красный волк» (2012г.)

Фильм снят по роману Лизы Марклунд и по жанру является политическим детективом. Однако, главная героиня Эрика Бенгстон (Малин Крепин) – журналист, расследующая убийство своего коллеги Берни Экланда, занимавшегося преимущественно «громкими делами» и имеющего репутацию «известного журналиста как с хорошей, так и плохой стороны». В процессе расследования, Бенгстон выходит на след ультра - левой террористической организации «Красный волк», а также, обнаруживает связи последнего дела убитого Экланда с террористическим актом 25 летней давности совершенным на одной из авиабаз Швеции. Параллельно, «разматывая» клубок из убийств свидетелей и потенциальных источников, она приходит к заключению, что в этом может быть замешан некто из высокопоставленных чиновников, ранее состоявших в организации «Красный волк».
Традиционно увлекательный сюжет, характерный для шведских детективов, в этом фильме сочетается с непринужденной, «флегматичной» игрой актеров и довольно неожиданной развязкой, что делает его заметным и интригующим в шведском кинематографе детективного жанра последних лет.



«Крайний срок» (2012г.)

Как и в предыдущем фильме, события этого детектива начинаются с «предыстории». Однако, на этот раз, в его основе лежит не политическая, а скорее, расово-дискриминационная «начинка». По сюжету, главный герой Мэт Харпер (Стив Тенли), работающий в издании «Нэшвилл таймс» и недавно «накосячивший» со статьей, которую из-за неудачного заголовка общественность посчитала расистской, по заданию редакции едет расследовать убийство шерифа в захолустном городке Амос в штате Алабама.
Учитывая молодость и неопытность Харпера, вместе с ним на задание едет лучший репортер редакции по фамилии Буллок, но, уже с параллельным заданием, а именно, для того, что бы расследовать обстоятельства другого убийства, совершенного значительно раньше. Однако как выяснилось, оба убийства были совершены на одном и том же месте, с разницей в 19 лет. Это и стало «жареным мясом» для разыгравшегося профессионально-интуитивного «нюха» журналистов. Казалось бы,  весьма простенький, мало увлекательный сюжетец про тайную группировку расистов засевших в «верхах» провинциального городишки и парочки, преданных своему делу журналистов выведших их на «чистую воду», если бы не следующее.
Пожалуй, главной особенностью этого фильма является его ярко выраженная молодежная аудитория, и тем не менее, на мой взгляд, его основное достоинство заключается в том, что он может служить своеобразным «учебным» фильмом для молодых журналистов т.к. в ненавязчивой, почти шутливой форме детально показывает как главный герой постигает основные хитрости того, что на профессиональном сленге именуется «дознанием» или попросту говоря, «искусство» получения нужной информации от не очень откровенного собеседника. А это, согласитесь, будет не лишним для молодых журналистов, особенно с учетом белорусских реалий и практически «мертвого» в нашей стране жанра журналистских расследований. Тем более, что в предварительных титрах сказано о том, что «эта история – правда».

«Четвертая власть» (2012г.)

Жанр этого фильма созданного режиссером Деннисом Ганзелем, я бы отнес скорее к политическому боевику с элементами детектива. Это и не мудрено, ведь основа, так сказать, сюжетная «завязка» событий описываемых в нем, в недалеком прошлом произошла на самом деле в одном из сопредельных нам государств. И она до сих пор является предметом порождающим множество домыслов и вопросов как в обществе, так и у близких погибших.
Итак, Россия, Москва, конец 90-х годов прошлого века. На экране появляется человек, рано утром выходящий из подъезда и замечающий подозрительный автомобиль с «липовыми» номерами. Через несколько секунд происходит взрыв, и стены дома обрушиваются вниз. Затемнение.
По сюжету, известный журналист Пауль Енсен (Мориц Блебтрей) приезжает в Москву, где долгое время работал его трагически погибший отец, и становится случайным свидетелем убийства шеф-редактора радио «Свобода» по фамилии Ежинский, после чего публикует небольшой некролог в одном из московских изданий, куда он и прибыл в качестве консультанта отдела досуга. После этого, как и в российской действительности, у него начинаются проблемы: его увольняют с должности, на его глазах происходит взрыв в метро, где «погибает» понравившаяся ему журналистка Катя (Кася Смутняк), а его самого обвиняют в пособничестве терроризму. Далее, все как в жизни – взятие под стражу, разговоры со следователями, колоритный «антураж» и «персонажи» российских СИЗО, неожиданное освобождение и попытка депортации, побег, погоня, драки, перестрелки, митинги, находка материалов журналистского расследования отца и… в итоге правда торжествует. Как и следовало ожидать в кино.
Как мне показалось, у этого достаточно тяжелого, но, тем не менее, очень динамичного и насыщенного событиями фильма с острым сюжетом есть весьма существенное отличие. Главное что отличает его от большинства других – это едва ли не репортажная достоверность, гениальное воссоздание «эффекта присутствия» на месте действия и вместе с тем, большая эмоциональная нагрузка свойственная скорее триллеру, чем боевику. И, быть может, именно поэтому как-то неестественно фальшиво выглядит уточнение «сюжет фильма и его персонажи являются вымышленными» в самом начале фильма?

«Доброе утро!» (2010 г.)

Легкая, добрая, позитивная и весьма жизнеутверждающая комедия с Рэйчел МакАдамс в главной роли, которая играет молодую и наивную телеведущую Бекки. По сюжету, героиню уже в самом начале фильма увольняют по сокращению штата. После какого-то времени поисков работы, ей предлагают вакансию исполнительного продюсера программы «Доброе утро!» на общенациональном телеканале. Однако, не тут то было: рейтинг программы – дерьмо, коллектив, как оказалось – тоже дерьмо, к тому же еще и главный ведущий, стареющий обладатель всех мыслимых и немыслимых наград в новостной журналистике, по характеру… как бы это по мягче выразиться…ну, вы поняли, да?
Тем не менее, все заканчивается «хэппи эндом». И именно из-за такой концовки я сейчас пишу эти строки, ведь только упорство и терпение, возможность учиться на своих ошибках и учитывать ошибки других, в итоге порождают настоящий профессионализм. Или я не прав? J

«Доброй ночи и удачи!» (2005 г.)

Думаю, не имеет смысла особо представлять сюжет этого фильма. Он известен практически всем едва ли не с первого курса журфака. Ну кто не слышал о легендарном Эдварде Мурроу, и его принципиальной, так сказать, на грани «фола» позиции в противостоянии с сенатором МакКарти в далекой середине прошлого столетия, в результате которой, сенатор был вынужден подать в отставку с поста председателя сенатского подкомитета по расследованиям? И все же, считаю, что стоит несколько остановиться на режиссуре Джоржда Клуни, создателе ленты.
С первых же минут, зритель как бы погружается в то «черно-белое» время, чувствует себя безмолвным свидетелем, призраком незримо присутствующим то на банкете чествования великого журналиста, то вместе с ним в студии, в студийном холле или даже в лифте… и все это под великолепное джазовое сопровождение. Одним словом – шедевр!
Но больше всего впечатляют цитаты самого Мурроу: «В начале своей речи, я сказал, что историю творим мы сами. Если мы продолжим жить, как живем сейчас – история нам отомстит. Её месть не замедлит нас настигнуть. Давайте хоть иногда говорить о важности информации. Давайте помечтаем, что когда-нибудь, в субботу вечером, вместо развлекательного шоу Салливана мы увидим критическую программу о состоянии американского образования. А через две недели вместо комического шоу Стива Аллена, услышим анализ американской политики на Ближнем Востоке. Пострадает ли от этого имидж компаний-спонсоров субботних шоу? Будут ли протестовать их акционеры? Случится ли что-нибудь плохое или миллионы людей лучше разберутся в явлениях, определяющих будущее нашей страны, а значит и будущее её компаний? Тем, кто скажет: люди не будут это смотреть, им это не интересно, безразлично, скушно, я отвечу – по мнению одного репортера, есть доказательства несправедливости этих утверждений. Но, даже если они верны, нам терять нечего. Если эти утверждения верны и телевидение годится лишь для того что бы развлекать, значит телевидение теряет свою ценность и мы скоро увидим что битва проиграна. Телевидение может учить, просвещать, даже вдохновлять. Но, только при условии, что люди хотят использовать его в этих целях. В противном случае, телевидение это просто куча ящиков начиненных лампами и проводами. Доброй ночи, и удачи!».

Кинотрилогия «Девушка с татуировкой» (2009 г., 2011г.)

Думаю, что как и в случае с предыдущим фильмом, не имеет смысла особо представлять эту кинотрилогию и пересказывать её сюжет. Блокбастеры «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» по романам Стига Ларсена «Миллениум» были отмечены множеством кинематографических наград и получили широкую популярность у зрителей.
Тем не менее, хотел бы обратить внимание на то, что существуют две версии данной трилогии. Первая была снята кинокомпанией «Yellow bird» в 2009-м году, а вторая «Columbia pictures» в 2011-м, и, честно сказать, они почти не отличаются друг от друга по сюжетной линии.
Если хотите личное мнение, то могу прокомментировать это одним предложением: более динамичного остросюжетного детективного триллера со столь «закрученным» сюжетом мне не доводилось видеть со времен «Кода да Винчи» и «Ангелов и Демонов». А тут еще один из главных героев журналист-расследователь. «Респект!» создателям и автору.

Сериал «Отдел новостей» («Newsroom») 2012-2014 г.г.

Не побоюсь этого слова – один из самых впечатляющих сериалов о работе тележурналистов из отдела новостей. Замечательное идеалистическое творение Аарона Соркина, третий и последний сезон которого выйдет в этом году (правда, даты выхода серий пока не известны).
Сериал рассказывает о трудовых буднях сотрудников вымышленного новостного телеканала ACN.
Уилл Макэвой - популярный телеведущий вечерних новостей, но его босс Чарли Скиннер решает, что новостное шоу нужно обновить. Скиннер приглашает на место исполнительного продюсера опытную журналистку Маккензи Макхэйл которая приводит с собой несколько членов своей команды с которой она делала новостные репортажи в Ираке. Макхэйл намерена делать новое "честное" шоу без оглядки на рейтинги популярности, и Скиннер в этом её поддерживает. Первые выпуски проходят удачно, но когда Макэвой допускает резкие выпады в адрес некоторых политических партий, зрительские рейтинги начинают падать, а руководство канала - сомневаться в линии Скиннера и Макхэйл.  

«Охота на Веронику» (2003 г.)

Сюжет фильма основан на реальных событиях 1996-го года. Главная героиня – Вероника Герин (Кейт Бланшет), журналистка газеты «Санди Индепендент» ранее известная своими публикациями о церковных скандалах и правительственной коррупции, с 1996-го года начала писать о преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков в Ирландии, достигшим угрожающих масштабов. Войдя в доверие к одному из преступных авторитетов, а также имея доступ к материалам полицейских дел, Виктория Герин смогла найти доказательства причастности к торговле наркотиками одного из крупнейших бизнесменов страны Джона Гиллигана. 26 июня 1996-го года, Вероника Герин была застрелена Брайеном Михэном в собственной машине.
Смерть журналистки повлекла за собой колоссальную волну общественного возмущения, и правительство вынуждено было отреагировать приятием более суровых мер в борьбе против незаконного оборота наркотических веществ. В течение недели после гибели Герин, на экстренном заседании парламента, в Конституцию Ирландии был внесен закон об аресте имущества подозреваемых наркобаронов. В том же году было создано Бюро по Незаконным Доходам, которое обладает полномочиями доступа и ареста незаконного имущества подозреваемых преступников. В 1997-м году, уровень преступности в Ирландии сократился на 15%.

«Большая игра» (2003г, 2009 г.)

Сразу оговорюсь, под этим названием был снят сериал (2003г) и одноименный ему фильм (2009г.). Сюжет, можно сказать, достаточно традиционный для политического детектива или триллера: опытный журналист газеты «Washington Globe» Кэл Маккэффри (Рассел Кроу) расследует убийство мелкого воришки. Цепочка от столь странного убийства приводит его к казалось бы никак не связанному с ним делу — гибели Сони Бэйкер, секретаря-референта конгрессмена Коллинза (Бен Аффлек), давнего друга Маккэффри. Стивен Коллинз не верит в её самоубийство и просит друга провести расследование и узнать, кто на самом деле виноват в её смерти. Улики открывают перед журналистом цепочку чудовищных заговоров, ведущих в высшие политические круги страны; люди, с которыми ему приходится иметь дело, ворочают миллиардами долларов и не любят, когда в их дела вмешиваются посторонние.
Такие фильмы как «Большая игра» с первых же кадров хочется хвалить. Потому что в нем есть, хорошо проработанные характеры, профессиональная актерская игра, продуманная интрига, многослойность проблематики, внимание к деталям и техническое совершенство - казалось бы, все составляющие хорошего фильма вообще и политического детектива в частности. Подвох кроется в последних пяти минутах, когда старательно выстроенная интрига приводится в жертву неожиданности финала.

«Ромовый дневник» (2011 г.)

В основу сюжета ленты «Ромовый дневник» легла автобиографическая книга Хантера С. Томпсона, созданная в конце 1950-х, когда он был всего лишь безвестным молодым корреспондентом. События разворачиваются в маленьком пуэрториканском городке Сан-Хуан, куда направляется начинающий журналист Пол Кемп (Джонни Депп), уставший от лицемерного Нью-Йорка и измученный кризисом среднего возраста. Его привлекает комфорт и спокойствие американской жизни, но всё же он пока не готов отказаться от ускользающей порочной свободы.
Также отмечу, что «Ромовый дневник» — особенно важный для Деппа фильм. Хантера Стоктона Томпсона, знаковую фигуру в мире контркультурной журналистики и литературы, с ним связывала крепкая дружба. Будучи людьми творческими, они понимали друг друга с полуслова. Актёр всегда был горячим поклонником произведений Томпсона и счёл за честь исполнить последнюю волю писателя.
Именно по этим причинам неутомимый Джонни Депп очень серьёзно подошёл к работе над лентой. В 2008 году он даже предоставил Брюсу Робинсону свой личный остров в Карибском море ради того, чтобы режиссёр окунулся в пуэрториканскую атмосферу «Ромового дневника» и успешно завершил работу над сценарием.

 Александр Ахмач

Комментариев нет:

Отправить комментарий