Начиная с
1994-го года, согласно постановлению Генеральной Ассамблеи ООН, третьего мая
мировая общественность традиционно отмечает Всемирный день свободы печати и вот
уже 20 лет третьего мая является
профессиональным праздником независимых представителей «четвертой власти». По
этому случаю, хотел бы поздравить коллег и выложить в сеть свои краткие
рецензии на собственную коллекцию фильмов и сериалов, посвященных рабочим будням
людей с фото и телекамерами, диктофонами, блокнотами и ноутбуками. Итак, с
праздником, дамы и господа!
«Вся королевская рать» (2006г.)
На
мой взгляд, лучшая из всех экранизаций одноименного романа Роберта Пенна
Уоррена созданная режиссером и сценаристом Стивеном Заллионом описывает психологически
сложную драму взаимоотношений молодого, успешного журналиста Джека Бёрдена (Джуд Лоу) и начинающего, но,
тем не менее, амбициозного политика Вильяма Старка (Шон Пенн) в конце 50-х
годов прошлого века в американском штате Луизиана. Сюжет фильма разворачивается
вокруг избирательной гонки сначала за пост мэра одного из городов, а
впоследствии и губернатора всего штата и показывает своеобразный «синдром
системы»: поступательное превращение из начинающего, искреннего в своих
помыслах политика в бескомпромиссную, циничную, жестокую и властную «акулу» не
останавливающуюся ни перед чем, для достижения собственных целей.
Отдельно
стоит сказать о потрясающе воссозданной атмосфере середины 20-го века,
символике деталей, костюмах и замечательной, выразительной, яркой игре актеров,
все глубже и глубже погружающей зрителя в трагический психологизм событий. Еще
одним из достоинств фильма являются очень удачные диалоги, а также,
«переоценивающие ценности» мысли журналиста Бёрдена: «После серьезной травмы
или кризиса, когда шок отступает, и нервы больше не сводит, ты привыкаешь к
новому положению. Положению вещей, потому что знаешь, шансов что-то изменить –
больше не осталось. Ты видишь весь узор. Ты отошел достаточно далеко, что бы
обозреть всю картину. Но поздно что-то менять, осталось только к ней
привыкнуть. Вот и все. Больше нечего делать и говорить. У Бога есть много
общего с пустотой. Конец. Только ты не знаешь, что ошибаешься».
«Красный волк» (2012г.)
Фильм
снят по роману Лизы Марклунд и по жанру является политическим детективом.
Однако, главная героиня Эрика Бенгстон (Малин Крепин) – журналист, расследующая
убийство своего коллеги Берни Экланда, занимавшегося преимущественно «громкими
делами» и имеющего репутацию «известного журналиста как с хорошей, так и плохой
стороны». В процессе расследования, Бенгстон выходит на след ультра - левой
террористической организации «Красный волк», а также, обнаруживает связи
последнего дела убитого Экланда с террористическим актом 25 летней давности
совершенным на одной из авиабаз Швеции. Параллельно, «разматывая» клубок из
убийств свидетелей и потенциальных источников, она приходит к заключению, что в
этом может быть замешан некто из высокопоставленных чиновников, ранее
состоявших в организации «Красный волк».
Традиционно
увлекательный сюжет, характерный для шведских детективов, в этом фильме
сочетается с непринужденной, «флегматичной» игрой актеров и довольно
неожиданной развязкой, что делает его заметным и интригующим в шведском
кинематографе детективного жанра последних лет.
«Крайний срок» (2012г.)
Как
и в предыдущем фильме, события этого детектива начинаются с «предыстории».
Однако, на этот раз, в его основе лежит не политическая, а скорее,
расово-дискриминационная «начинка». По сюжету, главный герой Мэт Харпер (Стив
Тенли), работающий в издании «Нэшвилл таймс» и недавно «накосячивший» со
статьей, которую из-за неудачного заголовка общественность посчитала
расистской, по заданию редакции едет расследовать убийство шерифа в захолустном
городке Амос в штате Алабама.
Учитывая
молодость и неопытность Харпера, вместе с ним на задание едет лучший репортер
редакции по фамилии Буллок, но, уже с параллельным заданием, а именно, для
того, что бы расследовать обстоятельства другого убийства, совершенного
значительно раньше. Однако как выяснилось, оба убийства были совершены на одном
и том же месте, с разницей в 19 лет. Это и стало «жареным мясом» для
разыгравшегося профессионально-интуитивного «нюха» журналистов. Казалось бы, весьма простенький, мало увлекательный
сюжетец про тайную группировку расистов засевших в «верхах» провинциального
городишки и парочки, преданных своему делу журналистов выведших их на «чистую
воду», если бы не следующее.
Пожалуй,
главной особенностью этого фильма является его ярко выраженная молодежная
аудитория, и тем не менее, на мой взгляд, его основное достоинство заключается
в том, что он может служить своеобразным «учебным» фильмом для молодых
журналистов т.к. в ненавязчивой, почти шутливой форме детально показывает как
главный герой постигает основные хитрости того, что на профессиональном сленге
именуется «дознанием» или попросту говоря, «искусство» получения нужной
информации от не очень откровенного собеседника. А это, согласитесь, будет не
лишним для молодых журналистов, особенно с учетом белорусских реалий и
практически «мертвого» в нашей стране жанра журналистских расследований. Тем
более, что в предварительных титрах сказано о том, что «эта история – правда».
«Четвертая власть» (2012г.)
Жанр
этого фильма созданного режиссером Деннисом Ганзелем, я бы отнес скорее к
политическому боевику с элементами детектива. Это и не мудрено, ведь основа,
так сказать, сюжетная «завязка» событий описываемых в нем, в недалеком прошлом
произошла на самом деле в одном из сопредельных нам государств. И она до сих
пор является предметом порождающим множество домыслов и вопросов как в
обществе, так и у близких погибших.
Итак,
Россия, Москва, конец 90-х годов прошлого века. На экране появляется человек,
рано утром выходящий из подъезда и замечающий подозрительный автомобиль с
«липовыми» номерами. Через несколько секунд происходит взрыв, и стены дома
обрушиваются вниз. Затемнение.
По
сюжету, известный журналист Пауль Енсен (Мориц Блебтрей) приезжает в Москву, где
долгое время работал его трагически погибший отец, и становится случайным
свидетелем убийства шеф-редактора радио «Свобода» по фамилии Ежинский, после
чего публикует небольшой некролог в одном из московских изданий, куда он и
прибыл в качестве консультанта отдела досуга. После этого, как и в российской
действительности, у него начинаются проблемы: его увольняют с должности, на его
глазах происходит взрыв в метро, где «погибает» понравившаяся ему журналистка
Катя (Кася Смутняк), а его самого обвиняют в пособничестве терроризму. Далее,
все как в жизни – взятие под стражу, разговоры со следователями, колоритный
«антураж» и «персонажи» российских СИЗО, неожиданное освобождение и попытка
депортации, побег, погоня, драки, перестрелки, митинги, находка материалов
журналистского расследования отца и… в итоге правда торжествует. Как и
следовало ожидать в кино.
Как
мне показалось, у этого достаточно тяжелого, но, тем не менее, очень
динамичного и насыщенного событиями фильма с острым сюжетом есть весьма
существенное отличие. Главное что отличает его от большинства других – это едва
ли не репортажная достоверность, гениальное воссоздание «эффекта присутствия»
на месте действия и вместе с тем, большая эмоциональная нагрузка свойственная
скорее триллеру, чем боевику. И, быть может, именно поэтому как-то
неестественно фальшиво выглядит уточнение «сюжет фильма и его персонажи
являются вымышленными» в самом начале фильма?
«Доброе утро!» (2010 г.)
Легкая,
добрая, позитивная и весьма жизнеутверждающая комедия с Рэйчел МакАдамс в
главной роли, которая играет молодую и наивную телеведущую Бекки. По сюжету,
героиню уже в самом начале фильма увольняют по сокращению штата. После
какого-то времени поисков работы, ей предлагают вакансию исполнительного
продюсера программы «Доброе утро!» на общенациональном телеканале. Однако, не
тут то было: рейтинг программы – дерьмо, коллектив, как оказалось – тоже
дерьмо, к тому же еще и главный ведущий, стареющий обладатель всех мыслимых и
немыслимых наград в новостной журналистике, по характеру… как бы это по мягче
выразиться…ну, вы поняли, да?
Тем
не менее, все заканчивается «хэппи эндом». И именно из-за такой концовки я
сейчас пишу эти строки, ведь только упорство и терпение, возможность учиться на
своих ошибках и учитывать ошибки других, в итоге порождают настоящий
профессионализм. Или я не прав? J
«Доброй ночи и удачи!» (2005 г.)
Думаю,
не имеет смысла особо представлять сюжет этого фильма. Он известен практически
всем едва ли не с первого курса журфака. Ну кто не слышал о легендарном Эдварде
Мурроу, и его принципиальной, так сказать, на грани «фола» позиции в
противостоянии с сенатором МакКарти в далекой середине прошлого столетия, в
результате которой, сенатор был вынужден подать в отставку с поста председателя
сенатского подкомитета по расследованиям? И все же, считаю, что стоит несколько
остановиться на режиссуре Джоржда Клуни, создателе ленты.
С
первых же минут, зритель как бы погружается в то «черно-белое» время, чувствует
себя безмолвным свидетелем, призраком незримо присутствующим то на банкете
чествования великого журналиста, то вместе с ним в студии, в студийном холле
или даже в лифте… и все это под великолепное джазовое сопровождение. Одним
словом – шедевр!
Но
больше всего впечатляют цитаты самого Мурроу: «В начале своей речи, я сказал,
что историю творим мы сами. Если мы продолжим жить, как живем сейчас – история
нам отомстит. Её месть не замедлит нас настигнуть. Давайте хоть иногда говорить
о важности информации. Давайте помечтаем, что когда-нибудь, в субботу вечером,
вместо развлекательного шоу Салливана мы увидим критическую программу о
состоянии американского образования. А через две недели вместо комического шоу
Стива Аллена, услышим анализ американской политики на Ближнем Востоке.
Пострадает ли от этого имидж компаний-спонсоров субботних шоу? Будут ли
протестовать их акционеры? Случится ли что-нибудь плохое или миллионы людей
лучше разберутся в явлениях, определяющих будущее нашей страны, а значит и
будущее её компаний? Тем, кто скажет: люди не будут это смотреть, им это не
интересно, безразлично, скушно, я отвечу – по мнению одного репортера, есть
доказательства несправедливости этих утверждений. Но, даже если они верны, нам
терять нечего. Если эти утверждения верны и телевидение годится лишь для того
что бы развлекать, значит телевидение теряет свою ценность и мы скоро увидим
что битва проиграна. Телевидение может учить, просвещать, даже вдохновлять. Но,
только при условии, что люди хотят использовать его в этих целях. В противном
случае, телевидение это просто куча ящиков начиненных лампами и проводами.
Доброй ночи, и удачи!».
Кинотрилогия «Девушка с татуировкой» (2009 г.,
2011г.)
Думаю,
что как и в случае с предыдущим фильмом, не имеет смысла особо представлять эту
кинотрилогию и пересказывать её сюжет. Блокбастеры «Девушка с татуировкой
дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала
воздушные замки» по романам Стига Ларсена «Миллениум» были отмечены множеством
кинематографических наград и получили широкую популярность у зрителей.
Тем
не менее, хотел бы обратить внимание на то, что существуют две версии данной
трилогии. Первая была снята кинокомпанией «Yellow
bird» в 2009-м году, а вторая «Columbia pictures» в 2011-м, и,
честно сказать, они почти не отличаются друг от друга по сюжетной линии.
Если
хотите личное мнение, то могу прокомментировать это одним предложением: более
динамичного остросюжетного детективного триллера со столь «закрученным» сюжетом
мне не доводилось видеть со времен «Кода да Винчи» и «Ангелов и Демонов». А тут
еще один из главных героев журналист-расследователь. «Респект!» создателям и
автору.
Сериал «Отдел новостей» («Newsroom») 2012-2014 г.г.
Не
побоюсь этого слова – один из самых впечатляющих сериалов о работе
тележурналистов из отдела новостей. Замечательное идеалистическое творение
Аарона Соркина, третий и последний сезон которого выйдет в этом году (правда,
даты выхода серий пока не известны).
Сериал рассказывает о трудовых буднях сотрудников вымышленного новостного телеканала ACN.
Сериал рассказывает о трудовых буднях сотрудников вымышленного новостного телеканала ACN.
Уилл Макэвой - популярный телеведущий вечерних новостей, но его босс Чарли Скиннер решает, что новостное шоу нужно обновить. Скиннер приглашает на место исполнительного продюсера опытную журналистку Маккензи Макхэйл которая приводит с собой несколько членов своей команды с которой она делала новостные репортажи в Ираке. Макхэйл намерена делать новое "честное" шоу без оглядки на рейтинги популярности, и Скиннер в этом её поддерживает. Первые выпуски проходят удачно, но когда Макэвой допускает резкие выпады в адрес некоторых политических партий, зрительские рейтинги начинают падать, а руководство канала - сомневаться в линии Скиннера и Макхэйл.
«Охота на Веронику» (2003 г.)
Сюжет
фильма основан на реальных событиях 1996-го года. Главная героиня – Вероника Герин
(Кейт Бланшет), журналистка газеты «Санди Индепендент» ранее известная своими
публикациями о церковных скандалах и правительственной коррупции, с 1996-го
года начала писать о преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков в
Ирландии, достигшим угрожающих масштабов. Войдя в доверие к одному из
преступных авторитетов, а также имея доступ к материалам полицейских дел,
Виктория Герин смогла найти доказательства причастности к торговле наркотиками
одного из крупнейших бизнесменов страны Джона Гиллигана. 26 июня 1996-го года,
Вероника Герин была застрелена Брайеном Михэном в собственной машине.
Смерть
журналистки повлекла за собой колоссальную волну общественного возмущения, и правительство
вынуждено было отреагировать приятием более суровых мер в борьбе против
незаконного оборота наркотических веществ. В течение недели после гибели Герин,
на экстренном заседании парламента, в Конституцию Ирландии был внесен закон об
аресте имущества подозреваемых наркобаронов. В том же году было создано Бюро по
Незаконным Доходам, которое обладает полномочиями доступа и ареста незаконного
имущества подозреваемых преступников. В 1997-м году, уровень преступности в
Ирландии сократился на 15%.
«Большая игра» (2003г, 2009 г.)
Сразу
оговорюсь, под этим названием был снят сериал (2003г) и одноименный ему фильм
(2009г.). Сюжет, можно сказать, достаточно традиционный для политического
детектива или триллера: опытный журналист газеты «Washington Globe» Кэл
Маккэффри (Рассел Кроу) расследует убийство мелкого воришки. Цепочка от столь
странного убийства приводит его к казалось бы никак не связанному с ним
делу — гибели Сони Бэйкер, секретаря-референта конгрессмена Коллинза (Бен
Аффлек), давнего друга Маккэффри. Стивен Коллинз не верит в её самоубийство и
просит друга провести расследование и узнать, кто на самом деле виноват в её
смерти. Улики открывают перед журналистом цепочку чудовищных заговоров, ведущих
в высшие политические круги страны; люди, с которыми ему приходится иметь дело,
ворочают миллиардами долларов и не любят, когда в их дела вмешиваются
посторонние.
Такие
фильмы как «Большая игра» с первых же кадров хочется хвалить. Потому что в нем
есть, хорошо проработанные характеры, профессиональная актерская игра,
продуманная интрига, многослойность проблематики, внимание к деталям и
техническое совершенство - казалось бы, все составляющие хорошего фильма вообще
и политического детектива в частности. Подвох кроется в последних пяти минутах,
когда старательно выстроенная интрига приводится в жертву неожиданности финала.
«Ромовый дневник» (2011 г.)
В
основу сюжета ленты «Ромовый дневник» легла автобиографическая книга Хантера С.
Томпсона, созданная в конце 1950-х, когда он был всего лишь безвестным молодым
корреспондентом. События разворачиваются в маленьком пуэрториканском городке
Сан-Хуан, куда направляется начинающий журналист Пол Кемп (Джонни Депп),
уставший от лицемерного Нью-Йорка и измученный кризисом среднего возраста. Его
привлекает комфорт и спокойствие американской жизни, но всё же он пока не готов
отказаться от ускользающей порочной свободы.
Также
отмечу, что «Ромовый дневник» — особенно важный для Деппа фильм.
Хантера Стоктона Томпсона, знаковую фигуру в мире контркультурной журналистики
и литературы, с ним связывала крепкая дружба. Будучи людьми творческими, они
понимали друг друга с полуслова. Актёр всегда был горячим поклонником
произведений Томпсона и счёл за честь исполнить последнюю волю писателя.
Именно
по этим причинам неутомимый Джонни Депп очень серьёзно подошёл к работе над
лентой. В 2008 году он даже предоставил Брюсу Робинсону свой личный остров в
Карибском море ради того, чтобы режиссёр окунулся в пуэрториканскую атмосферу
«Ромового дневника» и успешно завершил работу над сценарием.
Александр Ахмач
Комментариев нет:
Отправить комментарий