Третий раз в
голове отпечатываются слова нобелевской лекции Светланы Алексиевич. Третий раз
они звучат, отбивая ритм осознания после просмотра видео, прочтения текста на
русском и сейчас, в переводе на белорусский язык… и с каждым разом, её слова
звучат разными голосами. Голосами Быкова, Адамовича, Адорно, Шаламова,
Хемингуэя,… звучащие по разному, и на разных языках. Но это звучание, словно
пронизано одним общим смыслом – человеческой болью, его страданиями и бессилием
перед обстоятельствами бытия.
И мне знаком этот голос. Можно сказать, что я часто его
слышал в литературных произведениях Камю и Ремарка, в 7-й симфонии Шостаковича
и «The final cut»
группы «Pink Floyd», в живописи Пикассо, Джорджо де Кирико, графике
Доброва. Этот голос интернационален, ибо боль на всех языках и вне зависимости
от национальности будет звучать одинаково. Как рефлекс, как неосознанная
реакция человеческого тела на раздражитель.
В своей лекции, Алексиевич упоминала Беларусь лишь в
общем контексте, и это стало поводом для очередного «бульбасрача» как в сети
интернет, так и за его пределами. Ибо «бульбасрач» по своей природе – явление
реакционное, оно не может ничего создавать или генерировать, оно призвано
обсуждать и критиковать. Так уж повелось, что в нашем отечестве много критиков,
но, мало творцов. Равно, как и пророков.
И в каждом из этих критиканов, с легкостью узнается тот
самый «красный» человек о котором писала в своих произведениях и говорила на
лекции Светлана Александровна. Такой, как он есть на самом деле, вне
зависимости от национальности, культурной принадлежности или идеологического
«окраса». «Красный» человек по своей психологии – это человек войны с
«совковым» складом ума, мыслительных стереотипов и комплексов. Постоянного
противостояния, борьбы не «за» что-то или кого-то, а «против» всех и всего. И,
возможно, в конце своей речи, лауреат премии не просто так подытожила, что «Теперь я не уверена, что дописала
историю «красного» человека ...». Живущего, в большей или меньшей степени, внутри
каждого обитателя постсоветского пространства.
Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по
литературе. И говорила она именно о своей литературе, своих героях,
документальности жанра, о своем жизненном и творческом пути, в конце концов. И
говорила на том языке, на котором написаны её книги, что также стало поводом
для обсуждения и дискуссий. Обидно, что говорила не на «мове» и не о Беларуси?
Так в чем же дело? Правда, для того, чтоб белорусский язык зазвучал в Шведской
академии, и говорил он о проблемах современной Беларуси именно так, как это
некоторым хотелось бы, эту премию необходимо сначала получить. Но, как мне
кажется, в области литературы или науки, белорусских лауреатов мы не увидим еще
не один десяток лет (скорее уж белорусы получат Нобелевскую премию мира в
области защиты прав человека). Ибо писатель – это далеко не общественный
деятель, пусть даже очень уважаемый. И в этой связи, весьма точно выразился журналист
Александр Класковский: «…удивило,
что некоторые СМИ оценку лекции Алексиевич отдали на откуп оппозиционным
политикам. Но мемориальная лекция по литературе — не политический митинг. А
оценивали некоторые, кажется, именно по критериям митинга. И, видимо, жутко
разочаровались, что писательница не слишком напоминала нынешнего политэмигранта
Зенона Пазьняка в его звездные годы на трибуне Верховного
Совета».
На мой взгляд, «несознательная» Светлана Алексиевич
упоминала Беларусь в общем контексте своей лекции вполне намеренно, т.к. наша
страна и наш народ в своей массе, все еще являются «советскими» по своей
внутренней сути. Равно как и современная Россия и отчасти – Украина. Этот
советский комплекс невозможно рассматривать в ином ключе или под лупой
национальных признаков.
Тем не менее, упоминание белорусских писателей в одном
контексте с литературными гениями мирового уровня, ставит Беларусь в один ряд с
современными европейскими и мировыми государствами. Пусть себе и
иносказательно. Ибо Алексиевич, это не человек-страна. Она – литератор мирового
масштаба.
И в этом смысле, мне кажется, что Нобелевская премия
Светланы Александровны – это символическая премия всей белорусской литературе,
как знак признания её значимости в литературе мировой. И значимости самой
Беларуси во всемирной истории… от Скарыны до Тяпинского, от Борщевского до
Богушевича, от Колоса и Купалы до Короткевича и Быкова… от «советского»,
«красного» человека, до свободного, европейского белоруса.
Александр Ахмач
Комментариев нет:
Отправить комментарий