Поиск по этому блогу

среда, 31 декабря 2014 г.

«С Новым Годом!» как ритуальная «клятва алкоголика»



«Я иду как по тонкому льду,
Не зная где путь окончится…»
Э. Шклярский

С чем у нас ассоциируется Новый Год? Для большинства это, пожалуй, смолянистый запах ели, сверкание гирлянд и елочных украшений, такой, с детства знакомый вкус мандаринов и щекочущая воображение игра пузырьков в бокале с шампанским. Для самых маленьких это, естественно – подарки, оставленные под еловыми лапами, таким знакомым новогодним персонажем с «бородой из ваты» и ожидание некого, едва ли не сказочного «чуда», праздничного «волшебства». Возможно, именно поэтому, в преддверии Нового года, мы всенепременно, как будто «на автомате» поздравляем  себя и друг друга  «с новым счастьем!»… даже, вне зависимости от того, насколько мы сами верим в то, что «скоро все случится!»…
Когда я слышу пожелания, адресованные мне по случаю рождественских или новогодних гуляний, у меня возникает такое чувство, как будто бы в клозете будущих перспектив попросту заменяют старый рулон бумаги на новый. В надежде на то, что все «будет с чистого листа». Этот наивный, до неосознанности «машинальный» ритуал, одновременно забавляет и где-то даже раздражает в своей банальности и предсказуемости. Однако, поговорить я хотел несколько о другом…
Помните, интеллигентствующий герой Ильфа и Петрова, В. Лоханкин, после душещипательной драмы с супружницей Варварой, размышлял следующим образом:
«А может быть, так надо, — думал он, — может быть, это искупление и я выйду из него очищенным. Не такова ли судьба всех, стоящих выше толпы, людей с тонкой конституцией. Галилей! Милюков! А. Ф. Кони!  Да, да. Варвара права, так надо!»?
Не знаю насколько «тонкая конституция» была у Милюкова или Кони, да и вообще, известно ли читателю кто это такие, однако, вне зависимости от этого, с приближением данных празднеств, многие в тайне надеются на «сермяжную правду» в словах Васисуалия Андреевича.  Да, те самые, исходя из которых, мы обязательно должны войти в Новый год «очищенными». Так сказать, «обновленными», «отдохнувшими» и готовыми к дальнейшим свершениям на протяжении всего календарного периода длинной в двенадцать месяцев. Нет, я, разумеется, не имею ничего против, и даже только «за!», но… все же, несмотря на всю символичность дат, искренних надежд и веры в душевно-высокопарные словеса пожеланий, сдается мне, что мы упускаем з виду одно важное обстоятельство. А именно, причинно-следственные связи реального и предвосхищаемого.
Новый год, многими воспринимается не иначе как некий рубеж, своеобразный «миг между прошлым и будущим», некий сакральный «Рубикон». Перейдя через который, мы уже априори должны стать лучше, честнее, разумней и т.д., и т.п. Несмотря ни на что. И в этой связи, мне хотелось бы знать, почему все эти позитивные изменения должны произойти именно «в новом году»? Потому, что в «старом» оного, в который раз не произошло? А если это так, то почему «обязательно» должно произойти в последующие месяцы?
Само собой, я не хочу опускать свою источающую зловоние дегтя (серы?) ложку скепсиса в такую уютную и праздничную бочку сладкоголосых иллюзий, однако, со свойственной мне сволочной непосредственностью, хотел бы заметить, что все эти шариковские «желаю, что бы все!», подобны неким шаманским заклинаниям в стиле «клятвы алкоголика». Да, той самой, в которой он «торжественно клянется и обещает» со следующего года «ни-ни!». Не сейчас, не сию минуту, а именно – «в следующем году». Без указания сроков или их конкретизации.
Пожалуй, не буду делать этого и я. По крайней мере, не буду желать или обещать  того, что от меня не зависит, или же просто я не смогу выполнить. Не буду желать не себе, ни вам. Хотя бы для того, что б, не казаться, а именно быть с вами еще более искренним, чем я был до сих пор.
Я не буду обещать, что в 2015-м году я буду меньше прилюдно материться в сети, ибо, не могу знать своего отношения к происходящему. Не хочу говорить, что «буду стараться» или и вовсе «завяжу» с курением и алкоголем, т.к. совершенно не представляю себе того душевного равновесия или «нирваны», обретаясь в коей, я мог бы умерить свои нервные переживания. Не буду загадывать по поводу «политкорректности» потому что всегда, всех и вся старался называть «своими именами», без исключений, задавать им самые «неудобные» вопросы, тем самым, «уточняя» их сути и сущности.
Одно, в чем я могу быть более-менее уверенным, так это в том, что, как и ранее, я постараюсь оставаться самим собой.  Назло. В силу характера, который и в предстоящем году вряд ли станет для окружающих менее несносным. Как для друзей, так и для недругов, как для сторонников, так и для оппонентов. И, того же, не желаю, но – требую, со своей стороны.
P. S. Анализируя свое место в прошедшем году, мне почему-то вспомнилось, что примерно год назад я планировал уйти в отпуск и непременно посетить Тибет. Возможно, это было не просто желание временно изменить обстановку, а скорее, подсознательная попытка получить ответы на все свои внутренние вопросы и, стремление к некому внутреннему умиротворенному остепенению своей личности, обретению внутреннего «дзэна», так сказать… Но, как вы сами догадываетесь, планы так и остались планами. Реальное течение жизни внесло свои коррективы. О чем я даже и не сожалею.
Дело в том, что даже без паломничества по «святым местам», без многочасовых бесед с монахами, в свете стремительных событий уходящего года, я попросту понял, что еще к этому «не готов». Не готов к созерцанию происходящего без определенного участия или реакций. Но, попросту, лишний раз убедился в том, что «…минуту еще, мой ветер не стих… мне нравится здесь – в Королевстве Кривых!».

Александр Ахмач

Комментариев нет:

Отправить комментарий