Поиск по этому блогу

четверг, 31 августа 2017 г.

Белорусский «гамбит» на западном поле экспериментов

«…До боли прищемив добровольные пальцы,
Отважно смакуя леденцы на палочке…»
Е. Летов

Когнитивный диссонанс – термин, впервые введенный в научный оборот Леоном Фестингером и обозначающий состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений. Пожалуй, именно так можно охарактеризовать состояние, вновь и вновь обостряющееся в белорусском обществе в преддверии очередных политических «голодных игр» с электоратом. Не важно, какого уровня. И,… наверное, даже не важно, с каким заведомо известным результатом.
 Тем не менее, после отшумевших уличных протестов начала этого года, после показательно-резонансных уголовных дел, отсутствия даже мало-мальского «макияжа» Избирательного кодекса, официальные СМИ, продолжают громогласно вещать о «потеплении отношений с Западом и США». Ведь в пылу каждодневных «дачно-отпускных» забот, многое так и осталось «за кадром» общественного внимания и понимания. В частности, причинно-следственные связи, а также, обстоятельства, которые до сих пор вглядываются в происходящее множеством вопросительных знаков в зрачках измученных летним зноем граждан Республики Беларусь.

Западный «пряник» для Беларуси

Помните, в одном из выпусков программы «Большая разница» один из героев раздраженно воскликнул: «Бог с ней, с правдой. Дайте мне что-нибудь, во что не стыдно было бы поверить!»? И, похоже, что именно такой логикой руководствовались еврочиновники, проводя многоуровневые переговоры с белорусскими дипломатами накануне парламентских «выборов» прошлого года. Да, первопричины данных хитросплетений нужно искать именно тогда.
В частности, еще в мае 2016 года, на организованном ПАСЕ круглом столе «Стандарты проведения выборов и совершенствование избирательного процесса в Республике Беларусь» в Минске, среди заявлений прочих политиков, начальник отдела по демократии и наблюдению за выборами Европейской службы внешних связей Эммануэль Жоффре недвусмысленно «выразил надежду» на то, что минувшие парламентские выборы станут «новой вехой в процессе демократизации Беларуси». После чего еще прозрачней добавил, что сам ход выборов, а также представительство политических партий в парламенте будут важны при оценке их результатов.
Как видим, «ларчик просто открывался» и проведение в РБ означенной сессии ОБСЕ свидетельствует лишь о том, что в «правду» белорусских властей стало «не стыдно поверить». Вне зависимости от того, насколько надежды господина Жоффре были оправданы. Как говорил Отто фон Бисмарк: «Политика – это искусство возможного».

Что это было?

Говоря о результатах прошедших парламентских выборов в РБ, как условия сближения с политическими институциями западного мира, невозможно обойти вниманием как логику нашей «ненаклоняемой» власти, так и логику структур ЕС.
На мой взгляд, ведомство  г-на Макея, уже не один год «окучивало» западные дипломатические круги на предмет поиска взаимных точек соприкосновения интересов. Но, внешнеполитические обстоятельства долгое время попросту не позволяли гордым западным политикам «прогнуться под изменчивый мир» последнего диктатора Европы.
Однако «концепция поменялась» со времени незаконной аннексии Крыма Российской Федерацией, гибридной войны на Донбассе, и введения санкций против агрессора, вследствие чего, получение руководством РБ всевозможных экономических «ништяков» со стороны России сократилось аки «шагреневая кожа». И вдруг, стало очевидно, что без внешней поддержки «штанишек» белорусское «экономическое чудо» попросту нежизнеспособно.
С другой стороны, на фоне России, стремительно проваливающейся в средневековье, белорусский диктатор представляется не таким уже и диким или недоговороспособным. Особенно в ситуации, когда восточный сосед Беларуси финансирует строительство АЭС и активно лоббирует размещение своих военных баз прямо под боком у НАТО.
И в свете указанных обстоятельств, на мой взгляд, представляется весьма красноречивым мнение старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований Дениса Мельянцева, который, комментируя официальную встречу делегации Европарламента с «депутатами» ПП НС в середине июля этого года, заявил следующее:
«В последние годы, контакты активизировались. На протяжении нескольких лет они носили неформальный характер, но сейчас делегация Европарламента вполне официально встретилась с белорусскими депутатами в стенах белорусского парламента при участии посла Евросоюза. Это уже такой официальный уровень, и мы можем говорить де-факто о признании белорусского парламента. Европейской стороне уже не зазорно официально садиться за стол переговоров с белорусскими депутатами».
Таким образом, процесс сближения белорусской диктатуры и западноевропейских демократических структур продиктован обстоятельствами и соображениями весьма прагматичными, именуемыми в экспертной среде не иначе как «рэал-политик». Однако, вернемся к внутриполитической «картине маслом»…

Белорусский «гамбит» или игра «втемную»?

Обретение «депутатских» мандатов ППНС РБ кандидатами от Объединенной гражданской партии Анной Канопацкой и зампредом Общества белорусского языка (ТБМ) Еленой Анисим в белорусских оппозиционных кругах были восприняты неоднозначно. Посему, давайте подумаем, «окупила» ли эта старая оппозиционная игра в «выборы», расходы на «свечи» общественных перспектив?
Мое личное, но, все-таки однозначное мнение – нет, не стоили. Более того, именно эти «свечи» могут вполне себе оказаться последним «лучом света в темном царстве» титульной оппозиции, после чего, ей  придется играть «втемную». Что я имею в виду?
Если говорить цифрами, то 2 «депутатских» мандата из 110 обретающихся в белорусской «палатке», составляют не более чем 1,82 процента. Согласитесь, на что они могут влиять, если даже для создания некой гипотетической постоянной комиссии ППНС необходимо не менее 5 «депутатов», не говоря уже о депутатской группе, состав которой начинается от 10 человек?
Тем не менее, именно эти 1,8% послужили своеобразным сигналом для политического бомонда Евросоюза. В феврале этого года, Совет министров ЕС официально снимает санкции с Беларуси,  «палаточники»  всерьез грезят о возвращении статуса РБ специального приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) и, словно «вишенка» на международном «торте», в Минске проходит сессия ПА ОБСЕ. Не слишком ли много за чисто символические 1,8%?
С другой стороны, данный «двухмандатный» прецедент можно смело считать недвусмысленным «посланием» для всевозможных структур титульной оппозиции: мол, будете себя хорошо вести, не исключено, что и вы когда-нибудь попадете в «палатку». Правда, кто, когда и в какой позе, «большие дяди» из Беларуси и Европы, уже как-нибудь решат без вас. Другими словами, указанных «депутатов» можно сравнить с известным «Троянским конем», когда приобретя нечто не совсем вразумительное «по воле богов», теряешь самое главное. И для нашей оппозиции, это остатки собственной самостоятельности. Нет, не умеет белорусская оппозиция играть в шахматы. А если и умеет, то никому в этом не признается. Не признается, наверное, потому что сложно осознавать себя всего лишь разменной фигурой в чужой игре. К тому же, сохраняя при этом «хорошую мину».
Таким образом, белорусская власть весьма успешно разыграла стратегический «гамбит» на европейской внешнеполитической «доске», пожертвовав уже неактуальной ролью «ненаклоняемого президента», но, взамен получив внушительное стратегическое преимущество как на внешне, так и внутриполитических флангах.

Что дальше?

А дальше будут «выборы» в Местные Советы. Думаю, уважаемому читателю не стоит расписывать все «красоты» полномочий этих совершенно декоративных органов власти, ограничившись лишь тем замечанием, что порога избирательной явки на этом уровне «выборов» в РБ не существует. Другими словами, они «состоятся» так или иначе.
Тем не менее, в отличие от большинства предыдущих, лишенных всякого элемента неожиданности, а значит и электоральной активности, предстоящая игра в «голосовалки» имеет все шансы претендовать на наличие некоторой интриги. Правда, лишь только для оппозиции, и уже не для того, чтоб получить голоса избирателей, а для того, чтоб при посредничестве негласного европейского лобби, «умаслить» белорусский режим в надежде обрести заветный «депутатский» мандат.
В частности, дабы мои выводы не показались излишне «притянутыми за уши», предлагаю обратить внимание на мнение В. Карбалевича в публикации «Мясцовыя саветы: перадвыбарчы пейзаж». В которой, признавая отсутствие выборов и указывая на отсутствие изменений в Избирательном кодексе РБ, политолог, говоря о необходимости демонстрации ЕС демократических изменений в белорусском избирательном процессе, сообщает следующее: «У такой сітуацыі прагрэс можна прадэманстраваць толькі ў тым, каб пусціць у мясцовыя саветы пэўную колькасць апазыцыянераў. Прычым, пажадана, не ў Мінску ці нейкіх буйных гарадах, бо гэта больш небяспечна, а дзесьці на перыферыі».
Улавливаете смысловой контекст высказывания?
Если гипотетически представить, что власть все-таки символически «пропустит» в Местные Советы с десяток-другой представителей оппозиции, то тем самым, сможет продемонстрировать свою «добрую волю» ЕС и, в свою очередь, может надеяться на вполне себе конкретные политические и экономические «ответные шаги». Вне зависимости от того, будет ли иметь для Запада оная символика какой либо практический смысл, ведь, как показывают реалии, в сложившихся обстоятельствах, уже никому не важны демократические преобразования в РБ, важна их видимость в которую «не стыдно поверить».

Заключение и выводы

Говоря о всех «реверансных» телодвижениях структур ЕС в отношении белорусского режима, трудно не заметить, что все они, по своей сути напоминают некую форму стратегического «эксперимента». Основной целью которого является далеко не Беларусь, а попытки, если не полностью «вытянуть» её из под геополитической орбиты влияния РФ, то хотя бы максимально его ослабить, и тем самым лишить последнего внешнеполитического союзника на западном направлении. Тем не менее, результаты подобных политических «опытов» могут аукнуться Евросоюзу закономерными «неожиданностями», т.к. режим Лукашенко уже априори не может быть предсказуемым в долгосрочной перспективе. Вплоть до того, что белорусский «хвост» будет запросто «вертеть» не только стремлениями одной отдельно взятой структурной «собакой» ЕС, но и всей «будкой» западных демократических ценностей.
С другой стороны, белорусский режим будет пытаться всячески укрепить и развить свои позиции после удачно проведенного «гамбита» на западном поле «шахматно-политической доски». Оно в принципе и понятно, ведь усыпив бдительность противника, логично предположить, что белорусский Остап Бендер будет пытаться извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации, «втирая» наивным европейским «васюкинцам» о проведении самых демократических в межгалактическом пространстве «выборов». И не исключено, что еврочиновники не только дипломатично «поверят», но и официально признают их таковыми, что, в свою очередь, откроет для «гроссмейстера» диктатуры новые перспективы. Даже, закрывая глаза на тот факт, что последний «незаметно для окружающих, украл с доски черную ладью (Статкевича?) и спрятал её в карман», надменно игнорируя всевозможные «Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны!».
Однако, самой уязвимой категорией в описанной «партии» окажется как раз отечественная оппозиция. Ведь ею как раз и будут «играть», во всех смыслах этого слова. Поддавшись на гипотетические возможности легких «побед» в избирательных «технологиях», она рискует полностью потерять всякое доверие своего, и без того немногочисленного электората. Причем, не где-то там, в «виртуальных» цифрах Ермошиной, а вполне реального и осязаемого, превратившись если не в «карманную», то полностью «регулируемую» оппозицию.
Таким образом, несмотря на внешне видимые позитивные изменения в политической составляющей РБ, по своей сути, она не только остается прежней, но и будет иметь тенденцию к дальнейшей консервации всех системных процессов, «развязав руки» органам власти для дальнейших широких маневров. И в этой связи, над всей страной мне с грустной улыбкой слышаться ноты и слова одной из песен Андрея Макаревича. Да, той самой, где «Ах, до чего порой обидно// Что хозяина не видно://Вверх и в темноту уходит нить//А куклы так ему послушны// Что мы верим простодушно// В то, что кукла может говорить».
Рассаживаемся поудобнее, согласно распределенным «местам» от «профсоюзных билетов», и запасаемся попкорном, дамы и господа! Представление скоро начнется…


Александр Ахмач